Ретроспектива

Модель «Москва», копия Serpent4000

В 80-х годах была скопирована Никишовым Николаем и Юдаевым Виктором с фирменной модели Serpent4000, эксплуатировалась с конца 80-х и в начале 90-х годов. Последние отливки деталей делались в 92-93-х годах, после чего производство было прекращено. При производстве выяснилось, что после отливки половинок бака происходила деформация заготовок и сборка самого бака из пластика была затруднительна, поэтому делались баки, паянные из жести. Фирменные обгонные подшипники были дефицитом (неразборные) и поэтому альтернативой были ленинградские разборные обгонные подшипники. Двигатель на эту модель появился в начале 90-х годов и назывался «Альфа». Откуда появилось такое название - неизвестно. Вероятно от мотора, с которого была взята копия. Было два варианта исполнения мотора - ранняя версия с низкой головой охлаждения и поздняя - с высокой. Модель прекрасно зарекомендовала себя в эксплуатации, была надежной и неприхотливой. Неоднократно занимала призовые места и не уступала даже современным моделям. Благодарю Юрия Лебедева за подробную информацию об этой модели!

Kyosho PureTen Spider MK1

Модель появилась в продаже в 1996 году и получилась очень удачной, с огромным потенциалом для тех лет. Имеет ременный привод, маслонаполненные амортизаторы, регулируемые проставками. Достаточно жесткие пружины, передний и задний сателлитовые дифференциалы. Нижняя и верхние деки, передняя и задние бабочки, а также скобы под рычаги выполнены из алюминия. Шасси получилось достаточно крепким. Версия МК1 отличалась от МК2 только тем, что рулевая сервомашина расположена вертикально рядом с сервомашиной газа (что ухудшало центровку). Модель поставлялась в версии KIT и RTR, а также версии электро или нитро.

В RTR версии ставился двигатель Kyosho GX-15 с мини глушителем, расположенным сразу за двигателем. Машина достаточно активно эксплуатировалась с 1996 года и до начала двухтысячных, что при достаточно активном прогрессе технологий в автомоделизме — очень неплохой срок. Поколения МК1 и МК2 продавались массово, лучше, чем прямой конкурент тех лет — Тамия. Тем не менее эксплуатация прямо из коробки была весьма смелым и спорным решением.

Комментирует Павел Панкратов, автомоделист:

«Появился вот этот Спайдер. Продавался тогда в магазине «Хобби из Японии», который находился в 55-м павильоне ВДНХ. Модель поставлялась со втулками вместо подшипников — и все втулки сразу менялись, при сборке. Так же изначально шли нерегулируемые тяги на рычаги и рулевую трапецию — это негативно сказывалось на управляемости и ресурсе покрышек. Такие вещи так же сразу менялись. Вообще на эту модель было очень много действительно нужных опций, даже необходимых я бы сказал. Опции и запчасти можно было купить там же, в «Хобби из Японии» или в магазине «Вояж» на ул. Стратонавтов, 5 — тот магазин основали два друга – Михаил и Олег Бабич. Вернемся к Спайдеру — самый первый и ходовой кузов у них был Макларен Мерседес Ф1, потом уже пошли другие. Когда начали катать машины, то выяснилось, что опционный рычаг А (регулируемая А-распорка, идущая от краев верхней деки к краям передних верхних рычагов) был абсолютно необходим, так как машина при стуках в поворотах, соударениях с соперниками сразу теряла верхний рычаг и кость привода, и модель сразу выбывала из гонки на ремонт и поиск кости на трассе. И вот японцы сделали этот рычаг А. Заодно опционно стали меняться передние кости на рычажно-карданные (похожие на мипы) валы. И машина мгновенно пошла! Кто бы не катал в ДВС, у всех были Спайдеры. Запчастей было огромное количество на него. Тамиевская машина десятка ехала хуже — была более прихотливая и более игрушечная. Объехать Спайдера смогла только Тамия в восьмом масштабе GT1 TGX Артёма Л., подаренная магазином «Хобби из Японии». Ну куда там тягаться с восьмым масштабом? Она большая, она всех распихивает. На Спайдере очень удачная нижняя дека — она имеет продольные прорези, которые потом появились на Awesomatix и Xray не только для облегчения, но и играет роль винтового сглаживания напряжений. Амортизаторы были очень хорошего качества. Кстати, спереди стояли более скошено — это улучшало демпфирующие свойства и саму управляемость в поворотах. Передок на машине был максимально разгружен — тоже играло немаловажную роль. На этой машине мы впервые начали применять OneWay передок, то есть спул, ну а точнее «обгонку» (гонять на ломе). «Обгонки» поначалу были недолговечные — протирались, их забывали смазывать спец смазкой для таких подшипников. Покупали новые «обгонки» до тех пор, пока те не стали дорожать. Тогда открыли для себя OneWay-смазку и проблема ушла. На кикстартерах кстати тоже эта болячка ушла. Гоняли конечно по асфальту. Тамия быстро изнашивалась, особенно спуры и пиньены. На Спайдере таких проблем не было. Износ коробки был минимальный, хотя под пиньенами был вырез в деке, и они «смотрели» прямо на асфальт. Менялись они из-за неправильно выставленного зазора после замены двигателя. Так же сразу менялся тормозной диск из синего пластика на текстолитовый, опционный. Шкивы из набора, синего цвета, ходили очень долго. Несколько замен ремней переживали. В основном за всю эксплуатацию не менялись вообще. Только при выработке до гладкого состояния. Олег Бабич потом сделал стальные шкивы, тем вообще сносу не было. Кстати, коробка передач тоже была опционная — из набора шла одна передача. Стоковых ребят на двухскоростной коробке мы объезжали как стоячих. Достаточно тяжело там было настроить крючок-зацеп для второй передачи — либо рано включал, либо не включал совсем. Попасть в этот промежуток было тяжело — морока! Крепили на фиксатор резьбы этот настроечный болтик и старались больше никогда не трогать. Опционные поперечные тяги так же докупались и делали модель более стабильной. Натяжители ремней — отдельная история: малый ремень имел простейший натяжитель на втулке. Большой ремень переднего привода не имел натяжителя вообще. Оба ремня быстро изнашивались, превращаясь в тряпку от сильных вибраций. Стоковый натяжитель по началу даже не использовали по назначению. Поэтому стали ставить так же опционные оба натяжителя — на малый и большой ремни, уже на подшипниках. Проблема быстрого износа ремней так же ушла. Двигателя их родные, Киошевские, были неплохие для начала. Но старались всегда ставить OsMax-12cv. Причем от мини выхлопа сразу избавлялись и ставили нормальную боковую трубу с манифолдом — модель шла резвее и двигатель работал тише. Заодно меняли маунт (балкхед), где стоял ролик натяжителя промежуточного ремня с пластикового на алюминиевый. Колеса в комплекте были слики, но никто не умел на них ездить! Машина была очень неустойчива и от сликов избавлялись — тогда еще не пришли мы к намазкам, причем поначалу пользовались кремом Nivea для лица — неожиданное решение. Это было позже. Ставили колеса с протектором. Резина была свободная, но предпочитали в основном Тамиевский суперслик. Вообще на Спайдер было нереальное количество модификаций! И воздушное вентиляторное охлаждение, и моторамы под другие двигатели, и продвинутые фильтры. Это была настоящая рабочая лошадь.

«Хобби из Японии» вообще тогда завалил всю Москву Тамией и Киошей. Ты выбирал либо что очень супер и красиво, либо то, что едет и можно купить все запчасти.

С поддержкой этого магазина проводились еженедельные летние мероприятия на ВДНХ — у павильона «Электрификация» делалась площадка под трассу, ставилась засечка и вперед! Почти всё за счет магазина. Реклама была нереальная! Собиралось очень много народа — как участников, так и зевак. Призы были солидными — дарили модели. Подход к гонкам был очень серьезный, тем более по тем временам. Что-то фантастическое! На дворе девяностые, и тут такое! Были классы и ДВС и Электро. Переднеприводные, полноприводные, заднеприводные. И класс «мини».

Со временем стали приходить более «кошерные» модели от Киошо и Серпента, и уровень соревнований вырос. Появился Таганрог. И условно ехать туда — это на Серпенте. В Москве или окрестностях можно и на Киошо.»

 

В заключении хочу отметить, что оба поколения Kyosho PureTen Spider MK1 и MK2 стали действительно доступны и массовы для моделиста. С них начинали своё хобби многие «коллеги по цеху». Шасси действительно имеет свой характерный шарм как в эксплуатации, так и эстетически визуально. Имеющийся в моей коллекции Spider MK1 представлен на фото в почти полном «обвесе». Не хватает алюминиевого маунта (балкхеда). Модель действительно боевая, хорошо поезженная и имеющая свой кузов из тех лет. Держатели кузова, опционные, с защелками, заменены на магнитные (надеюсь временно) — одна из защелок сломалась. Так же пока поставил мини выхлоп вместо имеющейся и стоявшей недавно полноценной трубы. Вероятно, тоже временно — ведь на такой модели все должно быть труЪ!

 

С уважением, Петрила Роман.

вырезы на деке
тот самый маунт(балкхед), тут он пластиковый
А-распорка, обязательный атрибут МК1 и МК2
задняя часть со стоковой минитрубой